Предлагаю здесь обсуждать тексты, стихи и связанные с ними вопросы.
Наше собственное творчество тоже, наверное, можно сюда.
Литературное кафе "Много Букаф"
Сообщений 1 страница 20 из 869
Поделиться12015-01-23 13:24:51
Поделиться22015-01-23 13:28:48
Пост, с которого хотелось бы начать обсуждение:
Происходит странная штука.
Саша Бон, этот непонятный талантливый парень, который буквально с улицы ворвался вдруг в наш "старый телевизор", спел несколько совершенно разных песен и разворошил всю замшелую шоубизтусовку, - породил и наш в вами странный форум.
Вы только вдумайтесь: здесь собрались искусствоведы, филологи, преподаватели вузов (профессора!), переводчики и просто люди, которые "на всех языках как птицы поют", экономисты, программисты...юристов тоже есть немножко. Я, честно признаться, иногда чувствую себя здесь как школьница в учительской, в хорошем смысле слова То есть здесь собрались люди, которые немножко понимают, что такое "хорошее слово", которые прочитали в своей жизни что-то помимо "Курочки рябы".И кроме сашиных косичек и серового костюма мы без конца возвращаемся к одному и тому же вопросу: нет нормальных тексктов. Их нет как таковых. Ни у кого. Ну почти ни у кого. Для массового, так сказать, пользования - нет.
Вот почему в свое время Алла Пугачева стала Явлением? Можно относиться к ней как угодно, можно любить её, не любить, можно ненавидеть, можно насмехаться над ней сегодняшней, - но не признать, что она стала Явлением нельзя.
Это произошло не просто потому, что у нее была та самая редкая пресловутая "проникновенность исполнения", новое пришествие которой, как хотелось бы надеяться, мы все сейчас наблюдаем. У нее был Репертуар, с большой буквы "Р".Куда всё делось?
Моя версия такая.
90е годы поставили страну с ног на голову. Конкретно по моей семье например прошлись танком.
Появилась новая культура "малиновых пиджаков", и первое время деньги были в основном у них. Некоторые исключения в виде бывших комсомольских активистов мы сейчас не рассматриваем, потому что они в основном стали олигархами и отечественные проблемы их не волнуют в принципе уже давно, т.к. они в нашей стране просто не живут.
Это именно малиновые пиджаки заказывали Комбинацию с её Вишневой девяткой, подтанцовку в стрип-камуфляже и прочее.
Позже они переоделись в Бриони и стали заказывать ВИАгру. Это они проплачивали теле- и радиоэфиры, они ходили на концерты и в клубы. Примерно в таком состоянии отечественная попкультура подошла к окончанию первого десятилетия 2000х.Были, конечно, некоторые протестные ручейки в виде "русского рока", но они быстро измельчали за счет того, что у их поклонников существенно меньше денег.
Совершеннейшим особняком каким-то удивительным образом задержались всего несколько совершенно разных персонажей.
Ну это, понятно, Земфира (уже сто раз об этом сказали) и несколько человека из рокапопс.
Совершенно отдельно стоит Погудин (я в теме, потому что у меня папа его очень любит), у которого, насколько я знаю, вообще нет продюсера (принципиально не хочет), собирает при этом битковые залы, включая самые престижные, у него проходят аншлаговые зарубежные гастроли.
Интересен также Гела Гуралиа, который вроде как не имеет продюсера, но я не исключаю какой-то скрытой мощной поддержки.
Пелагею еще назвала бы.Все эти люди смогли вырваться из массы и удержаться на плаву не только благодаря таланту, но и благодаря преданности хорошему Репертуару (насчет Гелы правда подробно не знаю), люди работают, не съезжая в пошлость и не угождая "ширнармассам".
Отредактировано mishem (2015-01-23 13:56:41)
Поделиться32015-01-23 13:49:20
Мишем, если мы начнем это обсуждать, то придется делать еще одну ветку - политическую. Потому что тут же подтянутся темы развала российского образования, проблем экономики и ... ну не хотелось бы о таком _на_этом_ форуме. Мы ж сюда в большей мере, как мне кажется, за позитивом приходим.
Отредактировано Fonarik (2015-01-23 13:50:33)
Поделиться42015-01-23 13:49:45
Zimma, мерси за пост))) Только не все так мрачно! Кроме Земфиры есть Сурганова, Арбенина, БГ с Аквариумом, Зинчук, Гарик, Алиса, Кипелов, МВ (да-да!), Моральный кодекс, Мумий Тролль, Чайф и другие старички, которые поют и играют только свое и у Колибаскова их нет. Да и БИ-2 никто не отменял. И все собирают полные залы.
Кроме Погудина есть немало романсовых и академпевцов, которые тоже собирают залы.
Но проблема-то (для меня) совсем в другом! Понятно, что существуют авторы, которые сами себе пишут и поют. Понятно, что существует классика, которую можно перепевать.
А что с популярной музыкой? Когда есть талантливые исполнители - не авторы! - которые должны что-то петь. Вот они и поют бред собачий. И люди начинают думать, что поп - это когда бред собачий поют на плохую музыку.
У меня есть масса претензий к рок-текстам (всем поголовно), если рассматривать их как стихи. Но я их не рассматриваю как стихи. Я их рассматриваю как проявление личности автора (или авторов - совокупная личность, воплощенная во фронтмене), вкупе с музыкой, голосом, подачей, стилем жизни, идеями и пр. Поэтому все их языковые огрехи, культурные пробелы и вкусовые провалы - всё в тему, всё сердцу дорого.
А поп-музыка обязана держать планку. Она - это то, что в первую очередь западает людям в организм (в худшем случае - в приплясывающие ноги, в лучшем - в сердца и души). Содержание там может быть в диапазоне от "She waltzed across as they played that song, going ney-nah-neh-nah" до "Non, rien de rien, non, je ne regrette rien", но слова должны быть составлены так, чтобы за них не краснеть.
Мишем, если мы начнем это обсуждать, то придется делать еще одну ветку - политическую. Потому что ту же потянутся темы развала российского образования, проблем экономики и ... не хотелось бы _на_этом_ форуме. Мы ж сюда в большей мере, как мне кажется, за позитивом приходим.
Нет, здесь - только про слова!!!!
Отредактировано mishem (2015-01-23 13:52:39)
Поделиться52015-01-23 13:58:42
Нет, здесь - только про слова!!!!
Ок. Держим себя в руках.
Но это ж неотделимо одно от другого! Всегда, всегда литература - это отражение окружающего мира. Вот каков мир вокруг - таковы и стихи, таковы и песни. Разве нет? Причем, всегда есть исключения из правил, которые "в веках" и в памяти людей останутся. Но "исключения подтверждают правила".
Так о чем говорить? Об отражении окружающего мира? Или об исключениях?
Поделиться62015-01-23 14:00:44
Переношу из основной темы стих об отсутствии (временном, я верю!) своего репертуара у Саши.
Обращение Александра Бона к поклонникам
Понимаешь, все еще будет...
Алла Пугачева
Да, нет репертуара!
Да, каверы пою!
Но это ведь начало -
Я на краю стою.
На краешке дороги
В большой красивый мир,
Где вся попса, как боги,
Где Тимати - кумир!
Где Нюша - примадонна,
Где Боря М. - певец
В раю из силикона
И розовых сердец.
Все будет, потерпите,
Не надо хоронить.
Надейтесь, верьте, ждите -
Нам вместе жить да жить!
Я в долгий путь собрался
И полон жил и сил.
Отстриг косу и взялся
За гуж - Марат просил!
Уверен я, что сдюжу,
Уверен, что прорвусь.
Вложу всю свою душу,
И перемен дождусь!!!
Поделиться72015-01-23 14:04:59
Quokka, это шикарно, но Вы не написали, кто автор?
Поделиться82015-01-23 14:11:24
У меня есть масса претензий к рок-текстам (всем поголовно), если рассматривать их как стихи. Но я их не рассматриваю как стихи. Я их рассматриваю как проявление личности автора (или авторов - совокупная личность, воплощенная во фронтмене), вкупе с музыкой, голосом, подачей, стилем жизни, идеями и пр. Поэтому все их языковые огрехи, культурные пробелы и вкусовые провалы - всё в тему, всё сердцу дорого.
Я не в курсе, а с попмузыкой почему так нельзя? чтобы стихи были просто проявлением личности автора?
Мне вот всегда казалось, почему фигню поют, пели бы просто поток подсознания типа ночь-тоска, свеча-рука и тп... Главное не надо слова в предложения строить, тогда для меня попсовость и начинается...
...А в надтреснутом стакане старый чай,
Не хватило для разлёту старых дел,
Фотографии там звёздочки и сны,
Как бы сделать чтоб всем было хорошо.
Всё что было, всё что помнила сама,
Смёл котейка с подоконника хвостом.
Приносили женихи коньячок,
Объясняли женихи, что почём...
Я правда не разбираюсь, в попсе какие-то особые требования к стихам? почему?
Для меня попсовость еще во многом проявляется (в образе жизни певца, в поведении на сцене и тп), но хоть с текстами для начала тут разберемся)))
Поделиться92015-01-23 14:26:29
но Вы не написали, кто автор?
Дык я и автор... Мерси за комплимент)
А что с популярной музыкой? Когда есть талантливые исполнители - не авторы! - которые должны что-то петь. Вот они и поют бред собачий. И люди начинают думать, что поп - это когда бред собачий поют на плохую музыку.
Ну вообще, да... Конечно, хотелось бы, чтобы у Саши были песни с текстами уровня песен Майкла Джексона типа "что мы сделали с миром" как в "Earth Song" или в любовной песенке "Билли Джин" ("она была похожа на королеву красоты из фильма..."), но где их взять?
А ведь это непростой момент - слова положить на музыку. Да, были тандемы на эстраде типа Пахмутова-Добронравов, Мартынов-Дементьев, да и просто прекрасные композиторы и поэты-песенники в очень приличном количестве. Что же сейчас? Почему нет чего-то, действительно, выдающегося, как в свое время у Аллы или не так уж давно у Носкова на стихи Гумилева? Проблема... В ком? В чем?
Может, прав Митя Фомин? Только надо бы на 180 градусов повернуть слова его незамысловатой песенки:
"Какие мы, такие песни..."
Отредактировано Quokka (2015-01-23 14:28:04)
Поделиться102015-01-23 15:03:53
BinBon: я попробую объяснить (сам себе в том числе), почему я предъявляю к поп-музыке особые требования по качеству текстов.
Disclaimer 1: все нижеследующее - по определению мое личное мнение, поэтому имхо я везде опускаю.
Disclaimer 2: французский и английский языки у меня - второй и третий родные, поэтому я отвечаю за свои слова о них.
Песенные тексты - это не совсем стихи.
Они должны прежде всего ложиться на музыку без насилия ни над ней, ни над языком.
В английском языке это получается автоматически: слова короткие и непафосные.
Сравните слова "love" и "любовь". Love проскальзывает мимо сознания, сигнализируя о своем смысле, но никак не цепляя ухо фонетически. "Любовь" - тяжеловесное слово с дурацкой фонетикой и замысловатым склонением, воспринимается как слащаво-пафосное и рифмуется исключительно на "кровь", "вновь", "морковь" и "свекровь" (неизвестно еще, что хуже). Французское amour стоит примерно посередине: не так непритязательно, как love, но и не так выпирает из строки, как "любовь", и рифм побольше, хотя все и стебутся над amour-jour-toujours. Но слов коротких тоже предостаточно, склонений существительных-прилагательных по падежам нет, большинство слов вообще рифмуются между собой (на звуки -en, -an, -on, -eur, -or и т.д.)
Вывод: в этих языках достаточно легко составить из слов удобоваримый текст, который ляжет на музыку нефорсированно.
Сравним текст и перевод, например, известной всем Une vie d'amour. Ужос-ужос-ужос.
Une vie d'amour
Que l'on s'était jurée
Et que le temps a désarticulée
Jour après jour
Мелодию помним? Обратите внимание, как отакцентирована первая строчка на три слова, каждое под ударением, и как в третьей строчке сложное смысловое слово плавно (по музыке!) привлекает к себе внимание, заняв три стопы.
Русский текст Кончаловской:
Вечная любовь, верны мы были ей,
Но время зло для памяти моей,
Чем больше дней, глубже рана в ней
Сразу слышим, как запрыгали слоги в первой строчке! ВЕ- чнаЯ - любОвь! Это дополнительное ударение на "я" сразу убивает для меня всю песню... а дальше валом повалили "любовь", "зло", "рана"... Не говоря о том, что язык получился не очень-то русский, то есть эти строки на слух не берутся вообще, корявые они.
Сложный он - русский язык. Непластичный. Тонкое это дело - сочинить на нем текст для песни.
(конец первой части медвежьих разглагольствований о наболевшем)))
Отредактировано mishem (2015-02-06 21:17:40)
Поделиться112015-01-23 15:49:43
BinBon: я попробую объяснить (сам себе в том числе), почему я предъявляю к поп-музыке особы требования по качеству текстов...
...Сложный он - русский язык. Непластичный. Тонкое это дело - сочинить на нем текст для песни...
mishem спасибо за первую часть) я вам безоговорочно верю по поводу всех проблем)
Просто я не лингвист, причем от слова совсем)
Можно мне по слогам, как тупому первокласснику? ну а что случится с попсовиками, если они станут петь слова как рокеры?) без рифмы, без предложений вообще, одними словосочетаниями?
Почему рокерам можно, а этим нельзя? Им чтоли при вступлении в стан попсовиков дают подписать бумаги, что типа обязуюсь петь только песни со складными стихами? и даже если захочу другое, то уже нельзя?
Их же все равно не слышно особо в песне, эти слова, важны тока пара строчек в припеве, которые призывают к чем-то, повторяются и поэтому запоминаются
Тока не смейтесь, я ваще далека от лингвистики, поэтому такие вопросы
Поделиться122015-01-23 16:48:59
"Любовь" - тяжеловесное слово с дурацкой фонетикой и замысловатым склонением, воспринимается как слащаво-пафосное и рифмуется исключительно на "кровь", "вновь", "морковь" и "свекровь"...
...Сложный он - русский язык. Непластичный. Тонкое это дело - сочинить на нем текст для песни.
Да, тут проблема... Но можно ведь, чтоб не на "-вь" заканчивалось, а где-то близко!
Ну вот к примеру (экспромт):
Моя любовь
Пришла из снов,
Как А. Барто
В Мариенгоф...
Про непластичность несогласна, про сложность согласна)))
Почему рокерам можно, а этим нельзя? Им чтоли при вступлении в стан попсовиков дают подписать бумаги, что типа обязуюсь петь только песни со складными стихами? и даже если захочу другое, то уже нельзя?
Да, почему? Нельзя что ли бедным попсовикам белым стихом петь?
Поделиться132015-01-23 17:46:48
BinBon, Quokka:
Ща я подумаю! Я знаю (чувствую) почему, но сразу сказать не могу, мысли одна на другую лезут... вот допишу сегодня биографию ДБ, скоренько его канонизирую, и сосредоточусь.
(Я лез из шкуры вон, чтобы стать ответственным только по ДБ... А теперь за всю попсу буду отдуваться! )
Отредактировано mishem (2015-01-23 17:47:43)
Поделиться142015-01-23 17:53:16
Да, тут проблема... Но можно ведь, чтоб не на "-вь" заканчивалось, а где-то близко!
Ну вот к примеру (экспромт):Моя любовь
Пришла из снов,
Как А. Барто
В Мариенгоф...
Мариенгоф,
Нахмуря бровь,
Сказал Барто:
Обед готов(ь)!
(наличие или отсутствие мягкого знака в последнем предложении зависит от нашей трактовки личности Анатолия Борисовича и его отношения к гендерным вопросам)
Отредактировано mishem (2015-01-23 17:53:39)
Поделиться152015-01-23 18:09:28
Мариенгоф,
Нахмуря бровь,
Сказал Барто:
Обед готов(ь)!
На что в ответ сказала Агния:
"А мне милее графомания!
Пойду-ка напишу про Мишку,
Как на полу набил он шишку,
Как ему лапу оторвали,
Но все же в мусор не бросали...
Ты сам обед себе спровори -
Чай, не впервые, Анатолий!
А вы говорите "негибкий, непластичный"... Не согласна и все!
Поделиться162015-01-23 18:20:11
И удивился Анатолий:
"А ты, Агнес, не баба, что ли?"
Про мишек, танечек писать
Умеет всякий. А вот взять
И борщ сварить Мариенгофу -
Для вас сплошная катастрофа!
Так то ж стихи! А я про песни!
Я предлагаю в качестве поэтического эксперимента-упражнения-конкурса: берем какую-нибудь песню ДБ на Ваш выбор (кроме aun te amo и На берегу неба, они приличные) и пишем на нее русские тексты. (Только я буду тормозить, мне надо ЖЗЛ дописать, Крадителефф перевести на французский язык и за попсу ответить)))))))))
Отредактировано mishem (2015-01-23 18:21:06)
Поделиться172015-01-23 18:22:24
Тоже не согласна про непластичность русского языка. Перевод Une vie d'amour ужасен, но большинство стихотворных перводов ужасны, тут ничего не поделаешь. Русские стихи в переводе зачастую звучат не менее ужасно, чем английские или французские.
По поводу текстов для песен думаю, что хороший текст стоит недешево, а востребованность не так уж и высока. Если для большинства вполне прокатит "шарманка" или "не могу разлюбить твой лалайлулай", то смысл тратиться? Капитализм, как говорил персонаж А. Шварценеггера.
Поделиться182015-01-23 19:00:31
Про мишек, танечек писать умеет всякий.
Всякий ли?
Лишь я одна их обессмертила,
Спроси любого - что ответят-то?
Да наизусть оттарабанят,
А кто тебя, дружок, вспомянет?
Вот я сама не помню ничего
Из творчества из твоего.
Так что вперед, к плите и баста!
Не хочешь борщ, примись за пасту
Или яичницу сваргань,
Но только от меня отстань!!!
~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~
Миша, так ты насчет песен!.. Все равно не согласна с непластичностью. Я уже вспоминала Носкова сегодня. Поет сложнейшего Гумилева ("...и под ее атласной кожей течет отравленная кровь..."), и все прекрасно!
Поделиться192015-01-23 19:18:00
Вау какие здесь таланты открываются. браво хотелось еще хлопающие ладошки смайлик поставить - не нашла.
Поделиться202015-01-23 19:22:04
Я уже вспоминала Носкова сегодня. Поет сложнейшего Гумилева ("...и под ее атласной кожей течет отравленная кровь..."), и все прекрасно!
А мне не понравился эксперимент Носкова с Гумилевым. И чаще всего попытки положить на музыку стихи классиков заканчиваются неудачей. Да и переиначивать стихотворение, наверное, не стОило. Чем ему козы помешали?